Мероприятие прошло в детском технопарке МФЮА «Наукоград» в его третий день рождения

15 декабря 2020 года Детскому технопарку МФЮА «Наукоград» исполняется 3 года. В этот праздничный день состоялась Форсайт-сессия в гибридном формате «Детский технопарк как системный элемент дополнительного образования детей в контексте Национальной технологической инициативы», организованная Московским финансово-юридическим университетом МФЮА в рамках выполнения государственного задания федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования».


За время работы технопарк достиг высоких результатов. За 3 года более 15000 талантливых ребят стали слушателями программ «Наукограда» и начали свой путь по дороге передовых технологий. В 2020 году «Наукоград» стал партнером проекта «Билет в будущее» и Международного киберфестиваля идей и технологий Rukami. Совместно с образовательным партнером, университетом МИТУ-МАСИ, резиденты детского технопарка «Наукоград» участвуют в проекте «Нейроурбанистика» в рамках конкурса социально-экономических проектов и цифровых решений «Архипелаг 20.35». В начале декабря команда из 12 учащихся школы №1205, проходивших обучение по программе «Инженеры будущего», разработала на площадке технопарка проект мобильного госпиталя. Он стал одним из финалистов VIII Московского международного инженерного форума (ММИФ).


В 2021 году в технопарке запускаются семейные мастер-классы, а ко Дню рождения – серия бесплатных мастер-классов, рассказывающих о профессиях будущего. С января 2021 года в музее откроется выставка «Призма времени», посвященная Art & Science, где юные посетители узнают о взаимодействии света и цвета, познакомятся с голографическими технологиями, стерео и 3D-визуализацией, а также увидят оптоклонов – ультрареалистичную полноцветную голограмму, созданную Университетом ИТМО в содружестве с Греческим институтом голограммы. 


Форсайт-сессия была организована при участии представителей министерства Науки и высшего образования РФ, Кружкового движения НТИ, Российской Академии Образования, Департамента образования и науки города Москвы, Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, АНО «Развитие человеческого капитала», руководителей детских технопарков Москвы, директоров школ, представителей Агентства инноваций города Москвы, Городского методического центра, а также индустриальных партнеров Кружкового движения НТИ.


В форсайт-сессии приняли участие представители Департаментов, руководство технопарков, вузов, школ, и других образовательных организаций, технологических платформ. Коллеги беседовали и выдвигали свои предложения более 4 часов. Очно мероприятие посетили 20 гостей, онлайн подключились более 50 участников.


Мероприятие вела Светлана Забелина, директор детского технопарка МФЮА «Наукоград»: «Миссия детского технопарка – помочь ребенку самоопределиться и самореализоваться. Здесь учащиеся пробуют себя в разных областях науки, пробуют разобраться в новых технологиях и погружаются в профессии будущего с помощью проектной деятельности. Также «Наукоград» готовит учащихся к различным творческим конкурсам, чемпионатам Worldskills, KidSkills и BRICS, Олимпиаде НТИ, «Моя страна – моя Россия» и другим, позволяющим участникам сделать еще один шаг к построению карьеры в профессиональной среде. В детские технопарки было вложено много и средств, и души – все это для поддержки будущих двигателей прогресса». Выступление Светланы Алексеевны дополнила Елена Давыдова, заместитель директора детского технопарка МФЮА «Наукоград»: «Мир меняется, и «Наукоград» тоже не стоит на месте. В 2020 году в технопарке были созданы новые программы и открыты курсы в онлайн и оффлайн форматах по направлениям: «Юный Авиатор», «Инженеры будущего», «Информационное моделирование зданий», «PRO-искусство», «Управление жизненным циклом», «Искусство презентаций», «Сказочная архитектура». С каждым днем технопарк развивается все больше, завоёвывает пьедесталы и открывает новые форматы!»


Алексей Забелин, ректор МФЮА и основатель интерактивного музея развития науки и техники, доктор экономических наук, профессор сравнил обучение в Технопарке с домом пионеров: «Необходимо, чтобы у каждого была возможность выбрать свой путь. Не бывает бесталанных детей: в каждом ребенке есть искра, и наша задача раскрыть его талант, сделать ребенка счастливым и успешным. К нам ходят не только дети, но и студенты. Они открывают в себе профессиональные навыки, выигрывают почетные конкурсы. Уверен, все идет к тому, что технопарк «Наукоград» станет студенческим конструкторским бюро, в котором будут рождаться новые изобретения и стартапы – таким я вижу дальнейшее развитие не только технопарка, но и школ, колледжей и вузов».


Команда департамента активно развивает и поддерживает как детские, так и взрослые технопарки Москвы, технологическое предпринимательство, малый бизнес и креативные индустрии. На сегодняшний день открыто 18 технопарков по всей Москве. Олеся Беленькая, заместитель руководителя Департамента инновационного развития и предпринимательства города Москвы, поздравила «Наукоград» с третьим днем рождения: «Детский технопарк МФЮА «Наукоград» был открыт одним из первых. Формат детских технопарков на базе вузов в высшей степени оправдывает себя. Технопарк – это, прежде всего, пространство, где старшеклассники могут попробовать в различных специальностях, чтобы получить базовые знания и четко, осознанно строить свой путь дальше. А для вузов это прекрасная площадка для поддержки талантов, выявления потенциальных студентов, которые точно понимают, чем хотят заниматься».


Национальная технологическая инициатива – это объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой мировой экономики. Цель Кружкового движения – вырастить в России экосистему, которая объединит технологических энтузиастов, крупные компании, госкорпорации, проекты на стыке образования, науки и технологического бизнеса. Такая экосистема позволит создавать работающие форматы для взаимодействия между всеми участниками Кружкового движения.


Николай Подуфалов, доктор физико-математических наук, профессор. Академик Российской  академии образования (РАО), выявил приоритеты для качественной и полноценной работы системы образования: «Для реализации Национальной технологической инициативы ведется подготовка высокопрофессиональных кадров, рабочих и специалистов в системе профессионального и высшего образования, а успех решения этой общегосударственной задачи закладывается в системах общего и дополнительного образования. Анализ проектов, реализуемых в рамках НТИ, свидетельствует, что ключевой для решения этих задач является качественная математическая и естественнонаучная подготовка учащихся».


Алексей Федосеев, президент Ассоциации участников технологических кружков сделал доклад на тему: «Экосистема формирования технологических лидеров», в которой представил Дорожную карту реализации Кружкового движения НТИ: «Во-первых, наша цель реализовать цифровое управление талантами, создать систему технологических соревнований и объединить существующие ресурсные центры в сеть. Далее организуем комплекс мероприятий - проектных школ, ярмарок, фестивалей, обеспечивающих единство ценностей и деятельности кружкового движения, и, наконец, привлечение и подготовка взрослых технологических энтузиастов. Ключевыми проектами Кружкового движения НТИ стали Олимпиада КД НТИ и Олимпиада КД НТИ.Junior, Академия наставников, проектные школы «Практики будущего», цифровая платформа «Талант» и фестивали RUKAMI».


Людмила Виткевич, руководитель проектного офиса Олимпиады Кружкового движения НТИ дополнила выступление коллеги темой «Олимпиада Кружкового движения НТИ как социальный лифт для будущих технологических лидеров страны»: «За 5 лет существования Олимпиады в ней приняли участие более 120 тысяч участников среди школьников старших классов. Для расширения возрастной категории к треку 8-11 классов в Олимпиаду добавили трек для средней школы (5-7 класс) и студенческий трек для 1-5 курса. Олимпиада командная, что существенно отличает ее от других. Еще одно ее отличие – задания подбираются с учетом особенностей узких специальностей и разрабатываются с помощью наших партнеров».


После всех докладов состоялся круглый стол, на котором участники ответили на вопросы друг друга, выдвинули свои предложения по развитию и продвижению детских технопарков в системе образования и выработке механизмов реализации НТИ.